ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА
развития образования и науки Республики Казахстан на 2020 — 2025 годы
Цели
1. Повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей.
2. Увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Задачи
1. Обеспечить высокий статус профессии педагога, модернизировать педагогическое образование.
2. Сократить разрыв в качестве образования между городскими и сельскими школами, регионами, учебными заведениями, обучающимися.
3. Обеспечить безопасную и комфортную среду обучения.
4. Внедрить обновленную систему оценки качества обучающихся, педагогов и организаций образования на основе лучших практик.
5. Обеспечить преемственность и непрерывность обучения, профессиональной подготовки в соответствии с потребностями экономики и региональными особенностями.
6. Обеспечить интеллектуальное, духовно-нравственное и физическое развитие обучающихся.
7. Оснастить организации образования цифровой инфраструктурой и современной материально-технической базой.
8. Внедрить вертикаль системы управления и финансирования образованием.
9. Укрепить интеллектуальный потенциал науки.
10. Модернизировать и оцифровать научную инфраструктуру.
11. Повысить результативность научных разработок и обеспечить интеграцию в мировое научное пространство
Целевые индикаторы
№ | Целевые индикаторы | 2020 | 2021 | 2022 | 2023 | 2024 | 2025 |
1 | Охват дошкольным воспитанием и обучением детей, %:от 1 до 6 летот 3 до 6 лет | 81100 | 81,7100 | 82,6100 | 83,5100 | 84,6100 | 85,3100 |
2 | Результаты 15-летних казахстанских учащихся в международном исследовании PISA (ОЭСР), баллы | — | — | PISA-2021: математика — 470, естествознание — 465, чтение — 440 | — | — | PISA-2024: математика — 480, естествознание — 490, чтение — 450 |
3 | Индекс благополучия детей, баллы | — | — | 0,70 | 0,71 | 0,72 | 0,73 |
4 | Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания учебных заведений ТиПО по госзаказу, % | 64 | 66 | 68 | 70 | 72 | 75 |
5 | Доля трудоустроенных выпускников в первый год после окончания вуза по госзаказу, % | 70 | 71 | 72 | 73 | 74 | 75 |
6 | Доля расходов на науку от ВВП (из всех источников), % | 0,13 | 0,15 | 0,2 | 0,35 | 0,49 | 1 |
7 | Качество научно-исследовательских организаций, место в ГИК | 80 | 78 | 74 | 70 | 66 | 63 |
8 | Прирост казахстанских публикаций в рейтинговых изданиях от общего количества публикаций в 2018 году (4873 ед.) по данным информационных ресурсов на платформе Web of Science (Clarivate Analytics) и Scopus (Elsevier) | 25,1 | 37,7 | 50,3 | 62,9 | 75,5 | 88 |
Показатели Результатов
Объемы финансирования
На реализацию Программы в 2020 — 2025 годах будут направлены средства бюджета в размере 11 578 млрд. тенге (республиканского бюджета — 9 565 млрд тенге, местного бюджета — 716 млрд тенге, Всемирного банка — 13 млрд тг., частных инвестиций — 1 284 млрд тенге), в том числе:
2020 — 1 161 млрд тенге
2021 — 1 336 млрд тенге
2022 — 1 708 млрд тенге
2023 — 2 311 млрд тенге
2024 — 2 383 млрд тенге
2025 — 2 679 млрд тенге
а также другие средства, незапрещенные законодательством Республики Казахстан.
План мероприятий
по реализации Государственной программы развития образования и науки
Республики Казахстан на 2020 – 2025 годы
О реализации государственной программы
Справка о реализации
Государственной программы развития образования и науки РК
на 2020-2025 годы в первом полугодии 2020 года
Основной целью Госпрограммы является повышение глобальной конкурентоспособности казахстанского образования и науки, воспитание и обучение личности на основе общечеловеческих ценностей, увеличение вклада науки в социально-экономическое развитие страны.
Всего индикторов – 8, показателей – 40, мероприятий – 204.
В 2020 году предусмотрено реализация 6 целевых индикаторов, 35 показателей, 190 мероприятий.
В соответствии с п. 7.3. Постановления Правительства РК «Об утверждении Системы государственного планирования в Республике Казахстан» от 29 ноября 2017 года №790, мониторинг государственных программ осуществялется один раз в год по итогам года и отчет о реализации государственной программы предоставляется в уполномоченный орган по государственному планированию в срок до 10 марта года, следующего за отчетным годом.
Министерстом на ежеквартальной основе проводится промежуточный мониторинг ГПРОН.
По предварительным итогам в первом полугодии 2020 года на исполнении находится 6 целевых индикаторов, 35 показателей и 32 мероприятий (план на 2-полугодие 158 мероприятий).
Данные по индикаторам и показателям будут в конце года по итогам НОБД, официальной статистики КС МНЭ РК, отчетных данных подведомственных организаций, госорганов и др.
По итогам первого полугодия в рамках ГПРОН на 2020-2025 годы проведена работа по повышению статуса педагога, модернизацию педагогического образования, сокращению разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами, обеспечению безопасной и комфортной среды обучения, повышению качества ТиПО и высшего образования, повышению результативности научных разработок и др.
С 1 января 2020 года увеличена оплата труда педагогов на 25% (ППРК от 28.01.2020 года № 11 «О внесении изменений и дополнений в ППРК от 31 декабря 2015 года №1193 «О системе оплаты труда гражданских служащих, работников организаций, содержащихся за счет средств государственного бюджета, работников казенных предприятий»).
В рамках Закона РК «О статусе педагога» предусмотрен комплекс мер, в т.ч. двухкратное повышение зарплаты, введение новых доплат за педмастерство, наставничество, степень магистра. Увеличена доплата в 2 раза за классное руководство, проверку тетрадей.
Приняты Правила определения особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагога (приказ от 21 апреля 2020 года № 153).
Утвержден Перечень должностей педагогов (приказ от 15 апреля 2020 года № 145), внесены изменения в Типовые квалификационные характеристики должностей педагогов (от воспитателей ДО до руководителей организаций образования и другим категориям). В инклюзивном образовании с сентября 2020 года внедряется единица тьютора.
Для обеспечения качественной и объективной оценки знаний и компетенций педагога введен электронный формат сдачи Национального квалификационного тестирования, позволяющее педагогам участвовать в любое удобное время.
Для поддержки молодых педагогов введен институт наставничества в организациях среднего образования (приказ от 24 апреля 2020 № 160).
Внедряется новая система переподготовки педагогов, предусмотрен «боковой» вход в профессию педагога.
Все педагогические вузы обновили ОП. 16 педвузов обеспечены лабораториями робототехники в рамках STEM-образования. Разработаны новые Методические рекомендаций по организации и проведению профессиональной практики, которые предусматривают практикоориентированное и непрерывное обучение студентов, методику расчета оплаты методистам и педагогам школ, инновационные подходы преподавания и современные стратегии обучения, предметно-ориентированное языковое обучение (CLIL) и др.
В целях качественного отбора претендентов на педагогические группы образовательных программ с этого года предусматривается увеличение проходного балла по области образования «Педагогические науки» с 60 до 70 баллов.
С целью улучшения качества, равенства и эффективности в малокомплектных школах, сокращение разрыва в качестве образования между городскими и сельскими школами проработан вопрос «шефства» сильных школ над школами с низкой результативностью. Определена стратегия по нескольким направлениям: «Опорная школа — ресурсный центр», «Ведущие школы — магнитные школы», «Успешно развивающаяся школа — функционирующая школа».
Работа будет усилена посредством введения стажировок руководителей «слабых» школ в «сильных» школах, шефства городских отделов образования над сельскими, кураторства «сильного» 10 — 11 класса над «слабым» в рамках разных районов/городов (это будет способствовать совместной творческой деятельности, взаимопосещению уроков посредством онлайн, обмену учащимися), руководство сильных педагогов ученическими проектами в «слабых» школах (в пределах области, района/города, допустимо и республики).
Реализуется Дорожная карта по выявлению одаренных детей, проживающих в сельской местности, а также из малообеспеченных и многодетных семей. Совместно с МИО в 10 регионах республики открыты Центры по работе с одаренными детьми (до конца 2020 года будут открыты еще в 7-ми регионах).
Национальным научно-практическим центром коррекционной педагогики МОН РК разработаны рекомендации по мобильной консультативно-методической помощи педагогам, родителям, детям с ООП в сельских школах. Проведены консультации для руководителей кабинетов психолого-педагогической-коррекционной поддержке детей с ООП в условиях села.
РЦ «Дошкольное детство» разработаны Методические рекомендации «Введение института домашних воспитателей (социальных нянь), в том числе в штатных расписаниях дошкольных организаций».
Для обеспечения безопасности детей 2 512 или 89,1% детских садов, 5 811 или 83,3% школ оснащены системами видеонаблюдения, из них в первом квартале 2020 года – 12 ДО и 65 школ.
Совместно с МИО составлен график обеспечения организаций образования системами видеонаблюдения, теплыми туалетами до конца 2020 года.
Решением Республиканского учебно — методического Совета НАО им. Ы.Алтынсарина от 26 марта 2020 года создана Республиканская ассоциация педагогов-предметников.
Разработана новая система подготовки, экспертизы апробации, мониторинга, издания учебников и учебно-методических комплексов по уровням среднего образования.
Проработан вопрос внедрения лицензирования дошкольных организаций.
Министерством разработан проект «О внесении изменении в постановление Правительства Республики Казахстан от 29 декабря 2009 года № 2225 «Об утверждении перечня бюджетных инвестиционных проектов, не требующих разработки технико-экономического обоснования». Это обусловлено для ускорения процесса строительства общеобразовательных школ с проектной мощностью свыше 1200 мест.
В целях стимулирования предприятий для участия в дуальном обучении в ГОСО предусмотрен расчет объема часов на производственную практику (приказ от 5 мая 2020 года №182).
Также вносятся изменения в следующие НПА:
— приказ МОН от 27 ноября 2017 года № 597: в Методику подушевого финансирования включен расчет для компенсации учебных и трудовых расходов предприятиям в пределах норматива;
— приказ МОН от 21 января 2016 года № 50: в Правилах организации дуального обучения прописан механизм компенсации учебных и трудовых затрат предприятию, чтобы организации образования могли перечислять финансовые средства за учебные и трудовые расходы предприятиям;
— приказ МОН от 1 августа 2012 года № 350: в Перечень услуг, связанных с государственным образовательным заказом, вносятся изменения по оплате предприятиям из одного источника, чтобы финансовые средства направлялись тем предприятиям, которые участвуют в дуальном обучении.
Распоряжением Премьер-Министра Республики Казахстан № 62-р от 30 апреля 2020 года создан Попечительский совет WorldSkills Kazakhstan.
Внесены изменения в приказ МОН РК от 2 мая 2017 года № 204 «Об утверждении Правил проведения единого национального тестирования» (приказ МОН РК от 5 июня 2020 года № 230).
Проведена работа по совершенствованию НПА, в частности внесены изменения в Правила проведения ЕНТ в части электронного формата, а также тестовых заданий ЕНТ в рамках обновленного содержания.
Принят приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 июня 2020 года № 237 «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 600 «Об утверждении Типовых правил приема на обучение в организации образования, реализующие образовательные программы высшего и послевузовского образования».
Согласно изменениям предусматривается норма для лиц, имеющих сертификаты международных стандартизированных тестов SAT (ЭсЭйТи – САТ), ACT (ЭйСиТи), IB (АйБи) по участию в конкурсе на присуждение образовательного гранта и (или) зачисление в вузы на платное отделение, в соответствии со шкалой перевода баллов международных стандартизированных сертификатов в баллы ЕНТ.
С 2020 года конкурсы на грантовое и программно-целевое финансирование планируется проводить ежегодно. В целях сохранения научных школ, формирования новой генерации ученых с учетом предложений научной общественности поднаправление «Научные исследования в области естественных наук» выделены в отдельное приоритетное направление (ППРК от 12 мая 2020 года № 290).
С 11 мая по 26 июня 2020 года в электронном виде принимаются заявки для участия в конкурсе на грантовое финансирование проектов на 2020-2022 годы.
В целях повышения результативности науки повышены требования к научным руководителям и ожидаемым результатам научных и научно-технических проектов.
Для софинансирования прикладных научных исследований со стороны заинтересованных бизнес-партнеров внесены изменения в ППРК «Об утверждении Правил базового, грантового, программно-целевого финансирования научной и (или) научно-технической деятельности» от 25 мая 2011 года №575, согласно которым, участник, претендующий на получение гранта по прикладным исследованиям, обеспечивает участие частного партнера с частичным обеспечением проекта необходимыми ресурсами, в том числе финансовыми, за исключением проектов прикладных исследований в области обеспечения национальной безопасности и обороны, использования атомной энергии, общественных, гуманитарных и социальных наук.
В целях реализации поручения Главы государства от 15 июля 2019 года МОН совместно с ГО на 2020-2022 годы разработана Дорожная карта по реализации пункта 3.3.27 «совместно с научным сообществом провести анализ всех барьеров, препятствующих привлечению инвестиций из частного сектора в науку и развитию науки в целом, выработать пути их устранения».
На основании заключенных меморандумов и соглашений казахстанские ученые участвуют в международных коллективах и ведущих работы в крупных зарубежных лабораторных комплексах: ЕНУ им. Л.В. Гумилева — 19, КазНУ им. Аль-Фараби – 46, Научно-исследовательский институт проблем биологической безопасности – 3, КарГУ им. Е. Букетова – 40, ТарГУ им. Х. Дулати – 3, Институт математики и математического моделирования – 3.
Заключены договора на реферативные базы Web of science (Clarivate Analytics) № 52 от 16 марта 2020 года и Scopus (Elsevier) № 54 от 18 марта 2020 года, а также на полнотекстовую базу данных Science Direct (Elsevier) № 53 от 18 марта 2020 года. Доступ к базам данных предоставлен 251 оргазицациям.
Кроме того, на портале www.nauka.kz представлен доступ в реферативном формате к диссертациям, защищенным в Республике Казахстан и отчетам о научно-исследовательских работах.