НовостиНормативно-правовые документы

О внесении изменений в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования»

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Внести в приказ Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604 «Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования всех уровней образования» (зарегистрирован в Реестре государственной регистрации нормативных правовых актов под № 17669, опубликован в Эталонном контрольном банке нормативных правовых актов Республики Казахстан 12 ноября
2018 года) следующие изменения:

в Государственном общеобязательном стандарте начального образования, утвержденном указанным приказом:

пункт 10-1 изложить в следующей редакции:

«10-1. Задачи добукварного и букварного периода предметов «Әліппе», «Ана тілі» реализуется учебником «Әліппе» в первом полугодии, послебукварный период учебником «Ана тілі» во втором полугодии для обучающихся с казахским языком обучения; «Букварь», «Обучение грамоте» реализуется учебником «Букварь» в первом полугодии, послебукварный период учебником «Обучение грамоте» во втором полугодии для обучающихся с русским языком обучения.».

пункт 42 изложить в следующей редакции:

«42. Деление класса на две группы допускается в городских общеобразовательных организациях образования при наполнении классов в 24 и более обучающихся, в сельских – в 20 и более обучающихся:

1) по казахскому языку в классах с неказахским языком обучения;

2) по русскому языку в классах с нерусским языком обучения;

3) по иностранному языку;

4) по цифровой грамотности;

5) по самопознанию.

В случаях осуществления ограничительных мероприятий соответствующими государственными органами, введения карантина, чрезвычайных ситуаций социального, природного и техногенного характера деление класса на группы производится по всем учебным предметам с наполнением в одном классе до 15 обучающихся.».

пункт 65 изложить в следующей редакции:

«65. Оценивание на уровне начального образования осуществляется
со 2 класса с использованием формативного и суммативного оценивания.»;

в Государственном общеобязательном стандарте технического и профессионального образования, утвержденном указанным приказом:

пункт 15 изложить в следующей редакции:

«15. Перечень и объем общеобразовательных дисциплин определяется на основе профессиональной ориентации содержания образования с учетом профильного обучения.

Специальности ТиПО подразделяются на общественно-гуманитарный и естественно-математический профили.

К естественно-математическому профилю относятся: «Метрология, стандартизация и сертификация»; «Геология, горнодобывающая промышленность, добыча полезных ископаемых, пожарная безопасность и защита в чрезвычайных ситуациях»; «Нефтегазовое производство»; «Химическое производство»; «Энергетика»; «Транспорт (по отраслям)», «Транспортная техника, эксплуатация транспорта»; «Связь, телекоммуникации и информационные технологии»; «Строительство и коммунальное хозяйство; «Технологические машины и оборудование»; «Металлургия и машиностроение»; «Механизация и электрификация сельского  хозяйства»; «Профессиональное обучение»; «Сервис»; «Технология изделий, товаров широкого потребления»; «Технология производства пищевых продуктов»; «Организация питания»; «Ветеринария и экология».

К общественно-гуманитарному профилю относятся: «Образование»; «Медицина, фармацевтика»; «Искусство и культура»; «Экономика и управление»; «Право»; «Гостиничный бизнес»; «Туризм».

К обязательным общеобразовательным дисциплинам вне зависимости от профиля относятся: «Казахский язык» и «Казахская литература» (для групп с казахским языком обучения), «Русский язык» и «Русская литература» (для групп с русским языком обучения), «Казахский язык и литература» (для групп с русским языком обучения), «Русский язык и литература» (для групп с казахским языком обучения), «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История Казахстана», «Самопознание», «Физическая культура», «Начальная военная и технологическая подготовка».

Наряду с обучением обязательным дисциплинам предусмотрен выбор обучающимися профилирующих дисциплин углубленного и стандартного уровней обучения.

Профильное обучение осуществляется на основе учета индивидуальных интересов и потребностей обучающихся. Применяется гибкая система выбора дисциплин на двух уровнях обучения. Обучающийся по своему усмотрению выбирает значимые для себя две дисциплины углубленного и две дисциплины стандартного уровней обучения. На профилирующие дисциплины углубленного уровня отводится большее количество часов, чем на дисциплины стандартного уровня. На стандартном уровне изучаются непрофильные дисциплины.

К дисциплинам углубленного уровня обучения естественно-математического профиля относятся: «Физика», «Химия», «Биология», «География».  В данном направлении профильного обучения к дисциплинам стандартного уровня относятся: «Всемирная история», «Биология», «География».

К дисциплинам углубленного уровня обучения общественно-гуманитарного профиля относятся «Всемирная история», «Химия», «Биология», «География». В данном направлении профильного обучения к дисциплинам стандартного уровня относятся: «Физика», «Химия», «Графика и проектирование».

Содержание общеобразовательных дисциплин определяется типовыми учебными программами.

Перечень общеобразовательных дисциплин в специальных учебных программах для лиц с особыми образовательными потребностями определяется в зависимости от специальности организацией ТиПО самостоятельно.

По усмотрению организации ТиПО общеобразовательные дисциплины интегрируются в базовые и/или профессиональные модули.

Физическое воспитание в организациях ТиПО осуществляется в учебное и во внеучебное время.

Занятия по «Физической культуре» являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю в период теоретического обучения.

Для ВСУЗов занятия по «Физической подготовке» являются обязательными и планируются не менее 4 часов в неделю. По окончанию каждого семестра обучения проводятся экзамены. Занятия в спортивных секциях предусматриваются в объеме не более 4 часов в неделю.

Для специальностей, предусматривающих повышенную физическую нагрузку (хореография, спорт, цирковое искусство) занятия по «Физической культуре» реализуются в рамках специальных дисциплин или профессиональных модулей.

Занятия по начальной военной и технологической подготовке в организациях образования с девушками проводятся совместно с юношами, по разделу «Основы медицинских знаний» – раздельно. К практическим занятиям по разделу «Основы военного дела» девушки не привлекаются. По окончанию курса начальной военной подготовки с обучающимися проводятся учебно-полевые (лагерные) сборы. В период учебно-полевых сборов девушки проходят медико-санитарную подготовку в организациях образования под руководством медицинского работника. Содержание интегрированной образовательной программы «Основы безопасности жизнедеятельности» реализуется в рамках учебного курса «Начальная военная и технологическая подготовка» (за исключением ВСУЗов).

При проведении общеобразовательных дисциплин допускается деление группы на подгруппы в городских организациях ТиПО при наполнении группы в 24 и более обучающихся, в сельских – 20 и более обучающихся при проведении занятий:

1) казахскому языку и литературе – в группах с неказахским языком обучения;

2) русскому языку и литературе – в группах с нерусским языком обучения;

3) иностранному языку;

4) информатике;

5) физической культуре.      

При наличии в группе лиц с особыми образовательными потребностями комплектование группы осуществляется из расчета уменьшения общего количества обучающихся на три на каждого такого обучающегося.»;

пункт 16 изложить в следующей редакции:

«16. Образовательные программы ТиПО, за исключением военных специальностей, предусматривают изучение социально-экономических дисциплин или базовых модулей, формирующих базовые компетенции.

Базовые компетенции отражают: полиязычное общение в сфере профессиональной деятельности, ведение служебной документации на казахском языке, поддержание здорового образа жизни и совершенствование физических качеств, социализацию и адаптацию в обществе и в трудовом коллективе, функционирование в условиях рыночной экономики, в том числе финансовую грамотность и предпринимательскую деятельность, развитие патриотизма и национального самосознания, цифровую грамотность и информационно-коммуникационные навыки, зеленые технологии и охрану окружающей среды и др.

В базовые модули интегрируются социально-экономические и гуманитарные дисциплины. Изучаются следующие базовые модули:

1) применение профессиональной лексики в сфере профессиональной деятельности. В данном модуле интегрируются: для групп с казахским языком обучения — профессиональный русский язык, профессиональный английский язык; делопроизводство на казахском языке; для групп с русским языком обучения — профессиональный казахский язык, профессиональный английский язык, делопроизводство на казахском языке;

2) развитие и совершенствование физических качеств;

3) применение информационно-коммуникационных и цифровых технологий;

4) применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе (Основы философии, Культурология, Основы права, Основы социологии и политологии);

5) применение базовых знаний экономики и основ предпринимательства в профессиональной деятельности (Основы экономики, Основы предпринимательской деятельности, Этика делового общения).

Модуль «Применение основ социальных наук для социализации и адаптации в обществе и трудовом коллективе» изучается на уровне специалиста среднего звена.»;

пункт 19 изложить в следующей редакции:

«19. Уровень полученных знаний, умений, навыков и компетенций обеспечивается следующими видами контроля: текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.

В плане учебного процесса отражаются промежуточная и итоговая аттестация.

Организации образования самостоятельны в выборе форм, порядка и периодичности осуществления текущего контроля успеваемости и проведения промежуточной аттестации обучающихся.

Оценка уровня учебных достижений обучающихся проводится в балльно-рейтинговой буквенной системе.

Контрольные работы и зачеты проводятся за счет учебного времени, отведенного на изучение дисциплины, в том числе интегрированной в модули – в сроки, отведенные на промежуточную или итоговую аттестацию.

Для ВСУЗов по всем дисциплинам предусматривается проведение промежуточной аттестации, основной формой которой является экзамен.

Промежуточная аттестация по общеобразовательным дисциплинам, в том числе интегрированным в модули, предусматривает проведение экзаменов по: языку, литературе, истории Казахстана, математике и выбору организации ТиПО.

По полному завершению освоения образовательной программы ТиПО проводится итоговая аттестация.

Итоговая аттестация проводится в форме написания и защиты дипломной работы или дипломного проекта, или комплексного экзамена.

Для обучающихся, освоивших рабочую квалификацию и не продолжающих обучение, проводится итоговая аттестация в форме квалификационного экзамена.   В случае освоения полной программы квалификационный экзамен для уровня квалифицированных рабочих кадров проводится в рамках промежуточной аттестации, объем учебного времени итоговой аттестации отводится на профессиональную практику.

Квалификационные экзамены проводятся на производственных площадках, в лабораториях, мастерских или учебных центрах, оснащенных необходимым оборудованием по каждой квалификации.

Проведение квалификационных экзаменов предусматривает форму демонстрационного экзамена.

Для специальностей сферы искусства и культуры предусмотрено выполнение творческих заданий.

Для ВСУЗов итоговая аттестация включает сдачу комплексного экзамена по специальным дисциплинам и сдачу экзамена по дисциплине физическая подготовка.

Итоговая аттестация для лиц с особыми образовательными потребностями проводится в форме выполнения практической работы по производственному обучению с пояснениями выполняемых действий.

Форма итоговой аттестации обучающихся определяется организацией ТиПО.

 При проведении занятий по физическому воспитанию,  лабораторных работ, практических занятий по  общепрофессиональным и специальным дисциплинам, в том числе интегрированным в базовые и профессиональные модули, производственного обучения в мастерских (на учебных полигонах и в учебных хозяйствах), перечень которых определяется в соответствии с рабочим учебным планом, учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 13 человек, для медицинских и фармацевтических организаций образования по клиническим дисциплинам учебные группы делятся на подгруппы численностью не более 8 человек.».

2. Комитету дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан в установленном законодательством Республики Казахстан порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан; 

2) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства образования и науки Республики Казахстан после его официального опубликования;

3) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Юридический департамент Министерства образования и науки Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1) и 2) настоящего пункта.

3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на курирующего вице-министра образования и науки Республики Казахстан.

4. Настоящий приказ вводится в действие после дня его первого официального опубликования.

Министр образования и науки Республики Казахстан А. Аймагамбетов